Дагестанский камень. Крым. - Искусство камнеобработки
☎ +7 978 832 76 69    +7 978 832 76 70
Обратная связь
    

Искусство камнеобработки

С целью увековечить свое наследие для потомков, продемонстрировав достижения в искусстве, уровень достатка и развитый вкус, во все времена для украшения родового жилья,  общественных и культовых сооружений   применяли  высечение из камня архитектурных форм, декоративную отделку диким камнем и каменными  плитами  разнообразной обработки, нанесение рельефных орнаментов  и сложение диковинных мозаичных панно. Эти объекты имеют культурную и историческую ценность и многое сохранилось до наших дней.  Для масштабных работ  использовался материал ближайших карьеров: песчаник, известняк, мрамор, гранит, травертин, оникс, доломит. В исключительных случаях завозился эксклюзивный иноземный камень. Так, например, австрийские дворцы выполнены в кремовом песчанике, французские – в белом и бежевом известняке, Флоренция, Венеция, Рим – элитные дома и культовые сооружения выполнены в мраморе всевозможных цветов и оттенков, Греция славилась белоснежным мрамором Тассос, Турция - мраморами бежевых и бело-серых оттенков.

В тот или иной промежуток времени в разных странах существовал определенный набор наиболее характерных и популярных средств художественного выражения, декоративных форм, придававший эпохе особое, неповторимое звучание.

Художественным отражением мировоззрения и культуры народов является орнамент, узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов геометрических или природных форм.  Как вид народного творчества  он имеет безгранично широкое содержание, разнообразнейшую тематику, неразгаданную языковую и смысловую тайну. Он ярко свидетельствует об уровне материальной и духовной культуры народа, в нем сосредоточены глубина его мысли, твор­ческая фантазия, художественное мастерство, изобразительный фольклор.

Существует несколько  видов декоративной отделки предметов, элементов декора, различаемые в зависимости от способа их нанесения и, соответствен­но, их пластических характеристик:

а) Углублен­ный —  врезанный вглубь на гладкой поверх­ности, в т.ч. контурный — резьба одной глубины вдоль контура (гравировка или резьба)

рис 1

рис2

рис.1,2

б) Плоский — нарисованный красками или выложенный на гладкой поверхности мозаикой ( мозаика может складываться из крупных цельных элементов разных цветов или из мелких квадратиков, треугольничков)

3

Ватикан, Собор св. Петра и Павла. Мозаичное панно

рис.3,4

с) Рельефный (пластический) — вырезанный на камне, дереве или вылепленный. Он имеет большое применение в украшении фасадов зданий и интерьеров, а также для украшения рам, ваз и т.д. Преиму­щество его перед плоским орнаментом за­ключается главным образом в эффектной игре света и тени, производимой возвышен­ными и углубленными местами украшений.Существует также смешанный вид нанесения узора - роспись и золочение по резному камню.

5

д) скульптурная резьба по камню.

рис 6 скульптура

Элементы декора должны на­ходиться в полном соответствии с характером и назначением самого объекта, в противном случае зритель при рассматривании его по­лучит неблагоприятное впечатление. Поми­мо того натуральные формы растений, живот­ных, человека и т. п. применяются при укра­шении предметов только в тех случаях, когда они своею реальностью не убивают прочих составных частей украшения и не вредят об­щему впечатлению. Поэтому в большинстве случаев нам приходится встречать натураль­ные формы в стилизованном виде, т. е. натуральная форма изображена в главных чер­тах с добавлением завитков и украшений в подходящем к предмету характере-стиле.

Стиль. Под этим словом в орнаментике следует понимать строгое согласование как украшений между собою, так равно и этих последних с общим характером предмета, на который они наносятся, соответственно тре­бованиям и законам искусства известных на­родов в различные художественные эпохи.

Рассматривая применяемые в наше время архитектурные формы, декор стен, мы выделяем:

Египетское искусство

орнаментальное искусство Египта и Передней Азии, опираясь на формы внешнего мира, создало осо­бые орнаментальные образы, отличающиеся сдержанностью геометрических форм, особой торжествен­ностью, значимостью и строгой упорядоченностью, и использовало их для художественной обработки разнообразных плоскостей. В орнаментах Египта отразился трансформированный окружающий мир, наделенный особыми религиозными представлениями и символическими значениями.

ег1

ег2

ег3

ег4

ег5

Греческое искусство

древние греки, тщательно отобрав и переработав египетские и восточные мотивы орнамента, нашли свой декоративный стиль, отразившийся в первую очередь в архитектурном декоре. В греческих орнаментах встречаются как растительные, так и геометрические узоры. Богатая образами собственная мифология способствовала появлению в греческой орнаментике сюжетных композиций, выполненных в технике барельеф, мозаиках и росписях.

греция 1

греция 2

гр 3

греция 4

гр5

Римское искусство

римляне переняли у греков некоторые орнаментальные мотивы, переработав их сообразно своим вкусам и менталитету и создав уникальные композиции из растительных мотивов, фигурок зверей, ге­ральдических сюжетов. Часто римские орнаменты состоят из сценок, где персонажи активно взаимо­действуют друг с другом.

Раннехристианские орнаменты

были созданы до разделения церквей, соответственно время их появления относится примерно к первым пяти векам нашей эры. Христианские мотивы в раннех­ристианских орнаментах тесно соседствуют с языческими и поражают изобилием невероятных узо­ров, в которых чаще всего встречается меандр и виноградная лоза. Орнамент более позднего време­ни дополняется изображениями сюжетов из Библии.

Византийское искусство

в византийских орнаментах соединились эллинистические, римские и восточные традиции, в час­тности персидское и арабское искусство. Орнаменты состояли из сочетания зооморфных мотивов, стилизованных растительных, геометрических, а также религиозных эмблем и символов.

В орнаментике романского периода  Средневековья соединились античные и восточные, визан­тийские и кельтские декоративные мотивы, послужившие основой уникального орнаментального стиля, в котором преобладали звериные и растительные формы, часто имевшие символическое, мис­тическое значение.

В древнерусском орнаменте есть большое количество мотивов, заимствованных у других народов, в частности Византии, Востока и Западной Европы. В основе древнерусского орнамента лежат три мотива: геометрический, растительный и зооморфный. Одним из наиболее характерных русских ор­наментов является переплетение лентообразных полос. Частым мотивом древнерусских орнаментов является изображение византийского цветка «крин». Для древнерусского орнаментального искусства характерно переработанное изображение сказочных существ.

Готический стиль, наряду с новыми темами, использует преобразованные античные и визан­тийские мотивы. Масверк — самый распространенный и известный тип готического ажурного орна­мента, включающий в себя геометрические и растительные формы. В готических орнаментах встре­чаются и изображения животных, птиц в сочетании с изображениями человеческих голов, отдельных фигур.

Средневековые художники Востока, ограниченные исламом в изображении живых существ, все внима­ние сосредоточили на декоративной орнаментике, создав подлинные шедевры геометрического и расти­тельного орнаментов, основанных на сложных, порой чисто математических построениях.

Разрозненное размещение мотивов орнамента сменилось непрерывным арабесковым, где один мотив непосредственно переходит в другой, создавая богатейшие ритмические построения. В Европе стали по­пулярными восточный геометрический орнамент и арабеска — причудливый орнамент из растительных форм. Одна из особенностей арабского декора — «ковровая» орнаментация, в которой узор покрывает всю поверхность предмета. В исламской орнаментике часто можно встретить краткие надписи — изречения из ислама, пословицы и афоризмы. Среди разновидностей мусульманских орнаментов иранские отличаются большей стилизованностью и декоративностью, турецкие — ближе к природе.

Особым видом мусульманского искусства являются орнаментальные композиции испано-маври­танского декора, появившегося в Андалусии в XI-XV веках. Этот вид орнамента, иногда называемый мореск, отличается преобладанием растительных мотивов. Испано-мавританская орнаментика на­иболее полно представлена в декоре дворца Альгамбры. Здесь объединяются традиционное мусуль­манское искусство и реалистические изображения людей и животных.

В орнаментике древней Индии заметно влияние греческого и персидского искусства. Основной областью применения орнаментов являлись архитектура и текстильное производство. В древнеин­дийских узорах используются растительные мотивы, узоры из многочисленных фигур божеств, музы­кантов и танцовщиц, животных и эротических сюжетов.

В орнаментах Ренессанса широко используются различной формы колонны, пилястры, в сочета­нии с растительными орнаментами и изображением обнаженного человеческого тела. Кроме того, применяются ионики, бусы, меандр, активно используется мотив раковины — символа дальних странс­твий и морских путешествий. Особое место занимает акантовый лист и акантовый завиток. В XVI в. в декоре появляются арабеск и мореск — типы узоров, взявшие свое начало в исламском искусстве. Большое распространение получает картуш — элемент орнамента в виде свитка с завернувшимися кра­ями, на котором помещаются надписи, эмблемы, гербы. В эпоху Ренессанса появляются причудливые и экстравагантные орнаменты-гротески.

Стиль рококо являются последней стадией развития барокко, где преобладали разнооб­разные вариации растительных мотивов:-пальметты, фестоны, в которые вплетаются или соседс­твуют аллегорические антропоморфные и декоративные зооморфные элементы. Узоры орнамента в основном имеют S- и С-образную форму. Излюбленные мотивы рококо — орнамент в виде косой сетки, украшенной мелкими розетками, раковина в форме причудливо извивающихся лепестков. В узоры вплетаются фигурки путти, атрибуты музыки и пастушеской жизни, корабли, рога изобилия, колчаны со стрелами, мотивы кружева.

Идейным вдохновителем стиля ампир, являющегося завершающей фазой классицизма, стали анти­чность, Возрождение и культура Древнего Египта. Орнаменталисты ампира придерживались простых и строгих мотивов классицизма, среди которых наиболее популярными были банты, драпировки, розетки, перекрещивающиеся факелы, вазы с меандрообразными ручками, фестоны, фавны, купидоны и герои мифологических сюжетов. В орнаментике стиля ампир также встречаются растительные и зооморфные узоры. Военные походы Наполеона добавили в орнаментику ампира геральдические мотивы.

Ар нуво — стиль декоративного искусства, популярный в Европе в конце 1880-х до 1914 г. Большое влияние на орнаменты ар нуво оказало искусство Японии, а также национальное декоративно-орна­ментальное искусство, художественные народные традиции. Орнаменты ар нуво изысканны, часто напоминают  танцующие, волнистые арабески из стилизован­ных растительных элементов, в которые вплетаются изображения насекомых, животных, реже людей.

В орнаментальном искусстве разных стран часто встречаются растительные орнаменты, стилизую­щие элементы растительного мира и состоящие из листьев, плодов, стеблей, а также зооморфные или анималистические орнаменты (с изображениями животных).

Все последующие эпохи в большей или меньшей степени приняли участие в развитии орнамен­тального искусства, используя народное орнаментальное творчество и наследие всей человеческой культуры. Стили были развиты в области архитектуры и дизайна интерьеров, камнеобработке и др. областях декоративного искусства.

Способы, сложность и стилистика обработки камня говорят об уровне развития культуры в странах в различные времена. Изделия из камня хранят информацию об эпохе создания, об именитом  заказчике и о мастере, вложившем в него свою творческую энергию.

Видоизменения и усовер­шенствования орнамента совершались в тес­ной связи с развитием искусства у различных народов или, вернее, в тесной связи с разви­тием художественного вкуса. В зависимости от при­роды, религии обитателей разных стран, их нравов и всей культуры, эпохи развития, искусство этих стра­н отличается обособленностью и устойчивостью в течение своего мно­говекового существования. Применяя те или иные приемы художественного заполнения пространства, мы, как ни странно,  попадаем в те времена и пространства, где эти приемы были приняты. Стало быть, существует  возможность, окружая себя элементами известных периодов развития в искусстве разных стран, погружаться в желанные времена и ощущения. В этом и заключается волшебство орнамента.

Сейчас 46 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте